Новини

Ранкова кава з Оленою Камінською

Її знають сотні ужгородців. А ті, хто не знає особисто Олену Камінську, знають колектив, створений нею. Бліц «тримає марку» понад 24 роки, його танці захоплюють, завдяки Бліцу в Ужгороді бувають найкращі українські хореографи та й світові маестро танцю. Перемоги на міжнародних конкурсах, постановка першої на Закарпатті хореографічної вистави, розвиток дітей і підлітків – за усім цим стоїть робота кожного педагога з Бліцу, та передусім – людини, яка їх всіх об’єднує і знаходить можливості усупереч всім перепонам – Олени Камінської. 

Ви любите каву?

Обожаю! Но не кофе, а капучино. Когда-то я прочитала слова Джулии Робертс, которая сказала, что она бы за пенку с капучино убила (усміхається, - авт.). Когда не делают красивую и вкусную пенку, это и меня страшно расстраивает.

Но у нас в Ужгороде готовят самый лучший кофе! Мы уже делали исследование со своими ребятами с Блица. Ведь последнее время мы очень много ездим, чемодан иногда просто не распаковываю, или просто меняю в нем вещи.

Как-то в Вене мы решили выпить кофе в самом крутом месте - возле оперного театра. Но он даже рядом не стоит с тем кофе, которые варят лучшие кофейни Ужгорода! Не знаю, с чем это связано, наверно, с добросовесностью.

Смотрите: я беру эту пенку, посыпаю ее сахаром и… это самое главное в капучино!

 


Ваші колеги-хореографи розповідають, що і робочі зустрічі ви проводите у кав’ярнях.

У нас нет офиса. Поэтому встречаемся и в танцзале, и за чашкой кофе.

 

Ким би Ви хотіли стати, якби мали наступне життя і могли у ньому перевтілитися?

Ничего себе вопрос. Лучшим танцором, чем я успела стать в этой жизни. Или каким-то ученым.

 

У якій галузі знань?

История… я очень люблю историю. Потому что плохо ее знаю – из этой серии (сміється, - авт.)

 

Яку історичну епоху Ви цінуєте найбільше?

Очень люблю Европу, а эпоха - наверно, ренессанс. Просто интересно, как эти люди думали, о чем говорили, когда такое строили...

 


Чому людям хочеться танцювати, коли лунає музика?

Это наша природа. Потому что мы так выражаем свои эмоции – двигаемся или поем. Когда плохо – кричим или ругаемся, а когда хорошо – поем или танцуем.

Но в нашем нынешнем понимании танцы – больше академизм, мы придумали движения, позиции. Потом пришла Айседора Дункан и сказала - нафиг вашу классику, так родился модерн и опять же потом сам стал академическим. Сам танец сегодня  сложный, сейчас эпоха сложная, и это также выражается в танце. Человек стремится к зрелищам. Если наши предки отдыхали во время хоровода, делились радостью, то сейчас более требовательно относятся к танцам. И потому нужно во много раз больше постараться, просто хороводом уже никому не угодишь.  

Это мое мнение, мне так кажется. Отдых, радость – они в простом. Но этот этап нужно каждому пройти по-своему и понять это. Ведь так легко поводить хоровод с друзьями, это не требует сил, как, например, стоять у станка. А хореография не настолько доступна для всех людей, она требует трудолюбия, дисциплины, больших знаний и таланта.

 

Який із своїх танців Ви любите найбільше?

Любимых, наверно, нет. Есть танцы, которые ставила я, и они понравились другим людям. До сих пор многие вспоминают номера и постановки, до сих пор их ставят. Мне, конечно, это льстит, но я вижу веяния времени и надо отдать должное: если б восстановила то, о чем вспоминают, то не всем бы понравилось. Ведь в людях прежде всего говорит ностальгия: по тому времени, и, в том числе, по тем танцам. Так и с нынешними танцами: придут другие, молодые и скажут через некоторое время: «Вот сейчас так уже не танцуют».

 


Як Вам вдається іти у ногу з часом, постійно вивчати і розуміти танці, які – у зеніті популярності саме зараз?

На самом деле, я застревала, один раз даже очень серьезно. Был сложный этап, когда я поняла, что танцевать не могу, что мои лучшие ученики танцую лучше, чем я. Это сегодня я радуюсь, когда моим ученикам преподают лучшие хореографы страны. Когда общаешься с кумиром, и он приезжает ставить танцы в твой коллектив – нужно очень реально себя оценивать. Если ты так не можешь делать, то зачем делать плохо? Я горжусь, что нашла в себе возможность и силу сказать: этот человек сильнее и серьезнее, поэтому именно он будет работать с моим коллективом. Иногда на это идут собственные сбережения. Но так и должно быть.

Когда приходила к пониманию этого, то прошла через жесточайшую депрессию, ее единственный позитив - похудела на 25 кг. Но не ходила на работу, не могла слушать музыку. Пришлось обратиться к специалисту, и попала к очень хорошим профессионалам, которые объяснили, как с этого выйти. И, мне помогла йога. Дальше я уже сама себя вытягивала. Ведь тогда просто зашла в тупик для себя, как личности, не видела, что мне дальше делать. Но, одна дверь закрылась – открылась другая.

Если я захочу поставить номер, то он будет на том же уровне, на котором сейчас работают мои хореографы. Горжусь, что моих учеников знают все уважаемые хореографы Украины, общаются с ними и работают.

Единственное, что заставляет грустить - что они иногда неправильно оценивают себя. А чем правильней ты оценил, на каком этапе находишься, тем правильнее будешь двигаться дальше. Многие с этим не справляются. Как только вы начинаете серьезно относиться к своим способностям, на этом заканчивается ваше развитие.

 


Клара Балог видала книгу про народний танець. Ви не плануєте описати сучасний?

У меня уже сформировалась мечта и я знаю, что мы с коллегами будем этим заниматься. Я имею в виду не книгу о современном танце, а именно о методике преподавания. Это то, что необходимо сейчас. Например, на одном совместном концерте я видела списанную с телевизора или интернета хореографию и детей с покалеченными коленями. Нет в танце прихода на колени! Это одно из самих травматических движений. Это в телевизоре кажется, что они упали на колени. На самом деле есть специальная техника, когда само колено не участвует, это только кажется. У ребенка после танца пройдет, но что он скажет в 30 лет?

Это технически сложная вещь, к которой нужно очень серьезно относиться. И хореографам в первую очередь. Нужно учитывать возраст, биологическое развитие тела. Есть, например, целые трактаты по биомеханике, правила, когда и какие можно делать нагрузки, чтобы не навредить. Тогда будете иметь и результаты от ребенка. Новые технологии дают возможность меньше травмироваться спортсменам, это обязательно нужно использовать и в хореографии.

Не скажу, что мы – идеальные, но мы стремимся, учимся. Потому и необходима книга, которая соберет все эти советы и правила. Не я буду писать, а многие другие профессионалы в этой сфере. У них нет времени – например, Таня Островерх больше в Германии и Франции, чем в Украине. Это один из самых наших востребованных хореографов, который работает больше за границей, чем дома. Кристина Шишкарева – танцующий хореограф, имеет свой балет. И также у других просто не хватает времени, чтобы сесть за стол и писать. Но я заставлю их, помогу им это сделать. Потому что невозможно работать без методики. Нужно объединить все то, что сегодня существует разрозненно, обрывочными сведениями. Ведь те, которые преподают неправильно, не виноваты, что они просто не имеют такой книги, таких знаний.

 


До Вас часто приїжджають гості. Що в Ужгороді Ви показуєте їм насамперед, чим ми можемо гордитися у своєму місті?

Всем! Начиная с воздуха, особенно если приезжают с Днепропетровска. Говорят, что первое время даже голова болит - не привыкли к чистоте воздуха, хотя считается, что Ужгород – город с достаточно загрязненной атмосферой. Недавно наши друзья и коллеги с Киева ездили отдыхать на Красию, снимали домик у местного жителя Юрия. Потом рассказали нам, что человека с таким большим сердцем они встретили впервые: чаи с местных трав им заваривал, когда горло болело, еще чем-то помогал. Гости радовались такому человеческому общению и обращению с ними.

По работе я много езжу в Киев. И согласна с тем, что у нас люди больше находят время друг на друга, способны проникнутся проблемой. Раньше мне казалось, что этого в Ужгороде нет, но когда поездила, поняла, что есть. Не потому, что у нас темпоритм другой, а потому, что через некоторые вещи наши люди не разрешают себе переступать никогда.

И потом – девочки. У нас самые красивые девушки, по-моему, в мире. Все в восторге, говорят: «Ты их специально отбираешь!». Говорю: «Нет!» А они: «Не может быть, чтоб в одном коллективе одна красивее другой». Тогда я отвечаю: «Так выйдите на улицы, что там, то и в коллективе. Некрасивых у нас просто нет».

 


Ви народилися у Львові, хто навчив Вас розмовляти такою гарною російською?

У нас дома все время говорили  на русском. Мне стыдно, ведь я очень хорошо понимаю украинский, но дело в том, что подыскивание нужных слов отбирает время.

Очень уважаю украинский язык, он нереально красивый. Моя дочка ходит в украинскую школу и когда я начинаю говорить по-украински, просит: «Мама, не коверкай». Так что у меня определенный комплекс, чтобы говорить на украинском.

 

Танців є надзвичайна кількість. Чи є серед них такий, який можна було б обрати епіграфом до Вашого життя?

Всем бы подошел контемп. Это смешение разных стилей. А чистого стиля сегодня практически и нет. Раньше был джаз и модерн, сейчас – джаз-модерн.

В контемпе можно рассказать любую человеческую судьбу.

 


Чи побачать шанувальники Бліцу на сцені Олену Камінську?

Я танцевала недавно - на детских концертах, рискнула, но это было такое шуточное выступление. Я очень люблю танцевать. Но не гожусь в подметки моим ученикам. И это – результат. Это хорошо! А если есть возможность – всегда с удовольствием поиграюсь.

Одну из известных балерин спросили, можно ли танцевать в 80. Ее ответ: «Конечно, но смотреть нельзя». Это шутка, конечно. Вот если мне молодые скажут: «Хорошо!», то тогда выступлю.

Раньше я очень много танцевала – до 30 лет. Последний танец, который я танцевала на сцене – номер под названием «Воспоминание», в паре с Мишей Ярошевичем.

 

В якому з міст, крім Ужгорода, Ви могли б оселитися?

Думаю, практически в любом городе Италии. Очень люблю ее и вообще Европу. Нам еще не хватает ее спокойствия. У нас все есть: кофейни есть, с кем общаться есть, архитектура почти что есть. Но нету этого спокойного течения жизни… Нет возможности остановиться, сесть на лавочку, полюбоваться снегом, листочком, нету времени, мы бегаем, как загнанные: поезда, дороги…

 

Що б Ви хотіли змінити?

Даже не знаю. Те трудности, которые есть – они понятны и объяснимы. А что хочется действительно поменять – невозможно: чтобы папа, бабушка были живы...

Есть большая мечта – свои хорошие большие залы для Блица, но пути к этому пока не вижу. Купить не имеем возможности. Можно больше развиваться, делать и другие вещи, но для этого нужен хороший зал.

 

Який найкращий подарунок Ви отримували у житті?

Иветта! Дочка! Это подарок судьбы.

 

Чи бачите Ви у доньці себе? Чи все-таки більше успадкувала від батька?

Да, вижу себя. Хотя генетически она скорее в папу. Но такая же конкретная, как я! Она очень добрая.

Представляете, как им сложно из этого детского мира с добрыми хеппиэндами перейти в реальную жизнь… Мы работаем с детьми и многое знаем о них. Меня очень радует, что есть многие, которые, пережив очень тяжелые моменты, не озлобились, остались открытыми душой.

 

Що головне Ви хотіли б передати своїй доньці?

Очень много мыслей по этому поводу, пока она растет. Но мне хватило мозгов принять ее такой, какая она есть, и не насаждать свои убеждения. Люди отправляют своих детей за границу учиться, еще что-то дают им. Наверно, самое главное – научить думать, чтобы она была умная. Как у меня это получается – не знаю. У нас, слава Богу, есть что есть, пить, где жить. Но я переживала, что нет возможности откладывать на ее развитие. Но в какой-то момент успокоилась. Я ей столько показываю, она столько видит, сколько я в ее возрасте не видела и близко. Думаю, что детям нужно показать как можно жить, как можно поступать. Я говорю своей дочке – ты со мной увидишь мир, но чтоб потом его видеть, чтобы жить в хороших условиях, ты должна жить своей головой, чтобы иметь возможность себе это обеспечить. Учись. Могу показать, как можно, а как сделать – выбирай ты. Возможности обеспечить тебя и твоих внуков у меня нет. Я не олигарх, а хореограф. Есть возможность предоставить счастливое достойное детство. А дальше – сама.

 

Які казкові герої були Вашими улюбленими у дитинстві?

Не помню. Наверно, каких-то единственных любимых не было.

 

Хто для Вас авторитет зараз?

Честно говоря, с большим уважением отношусь к своим педагогам, я у них учусь: Лика, Марк, Иштван, молодые педагоги. Они для меня авторитеты. Конечно, Костя Томильченко. Михаил Львович для меня авторитет («Батя» -- так его называют, и мне даже книгу подарили с таким названием, это было очень символично), Клара Федоровна, Иван Пастеляк.

 

Які риси Ви найбільше цінуєте в собі?

Наверно то, что я всегда найду себе «приключения». Например, сейчас были в Венгрии с мужем, поехали отдыхать. В поезде я увидела на рекламке фото Майкла Джексона и сразу заинтересовалась. Оказалось – новое представление Cirque du Soleil. Усталость как рукой сняло! И вот – я уже организовываю поездку для целого автобуса наших ребят. Я ничего на этом не зарабатываю, просто я буду счастлива от того, что уни это увидят!

Тем более, представление посвящено Майклу Джексону, а ведь для нас, для постсоветского пространства вся современная хореография связывалась именно с ним. Для меня он больше танцор, чем певец.

С нами поедут также 5 топовых хореографов Украины, друзья с Ровно. Круто, что мы все увидим это!

 

Які основні риси характеру Ви цінуєте у чоловіках?

Конечно, умение создать тыл, надежность. И постоянство.

Есть черты, которые могут меня возмущать в муже (как и во мне его), но мне никогда не приходилось в нем сомневаться! Он мог сетовать на мою работу, мол телефон не умолкает, дома меня подолгу нет, но глобально он никогда не мешал мне. И очень ценю это.

 


А у жінках?

Душевную щедрость. И мудрость. Я сама не такая, но мне очень нравиться, что у некоторых маленьких девочек, которые у нас танцуют, есть такая мудрость женская! У меня вредный характер, но это так неправильно, потому что в мудрости – наша сила. Смотрю иногда на девочек, они на 25 лет меня моложе, но так умно умеют поступить в общении со своими парнями. И это правильно, ведь женщина делает мужчину таким, как он есть. Но у меня скорее глупость женская, а не мудрость: все в лоб, не играю в какие-то игры. А ведь правильней иногда сыграть.

 

У якій професії, крім хореографічної праці, Ви хотіли б реалізувати себе?

Думаю, врач. Мне так кажется, потому что во всех поездках со мной огромная аптечка. Некоторые моменты начинаю понимать.

 

Що допомагає Вам бути такою життєрадісною і не опускати руки при незгодах?

Вообще, я довольно жесткая, настаивающая на своем мнении, может даже в чем-то деспотичная. Есть хорошая пословица: добро должно быть с кулаками. Ребенок растет и у кого есть дети – понимают, ведь каждый родитель хочет, чтоб ребенок не повторял его ошибок. Иногда, чтобы это дошло, нужно хорошенько дать понять. Не ломать крылья, ни в коем случае, но помочь – показать: это не твое, или это не то время.

У меня было тяжелое время. Но когда выходишь из депрессии, мир благодарит тебя за то, что ты не сломался, дарит новые краски, возможности! Я поняла, что могу развиваться. Это помогает мне радоваться жизни. И еще – люди, которые к нам приезжают. Я приглашаю их не потому, что хочу общаться с теми, кого вижу по телевизору. А потому что это достижения в хореографии. Например, Томильченко – это гений, который живет в наше время. И он, кстати, настолько простой, не капризный!

А не опустить руки мне помогают люди, которые рядом.

 

Ганнуся Тарканій, спеціально для Zaholovok.com.ua

Фото: Людмила Федоришина

P.S.

Ми любимо вранці пити каву. Часто п’ємо її у компанії з цікавими людьми. Чуємо при цьому цікаві думки, які інколи розважають, часом – змушують замислитись, а віднедавна все більше викликають бажання записати їх і поділитися з читачами нашого сайту. Тому започаткували рубрику «Ранкова кава». Щотижня читайте нові розмови. Усього з кількох запитань (частина – із знаменитої анкети Марселя Пруста), тільки щоб вдало розпочати інформаційний день за горнятком кави у гарному товаристві. Чекаємо Ваших пропозицій щодо осіб, яких Ви хотіли б "почути" за "ранковою кавою".

Ваш Zaholovok.com.ua

Партнер рубрики «Ранкова кава» - ужгородське кафе «Какао»

 

Коментувати
Вміст цього поля є приватним і не буде доступний широкому загалу.