Новини

Посланник вечности Иштван Молнар (рос.)

Думается, художник не изображает мир таким, каким он его видит. Это скорее работа фотоаппарата, даже не фотографа. Ведь искусство фотографии несводимо к изображению того, что помещается в объектив в определённом ракурсе. Поэтому оно и называется «фотография», то есть, в дословном переводе с греческого, «светопись». Тем более в изобразительном искусстве важно скорее не то, что видит художник, а что и как он хочет рассказать, сообщить зрителю.



Между тем, что видит художник, и тем, что он создаёт, лежит огромное пространство, занятое его, художника, квалификацией и представлением о мире. Это пространство – вся его жизнь. Первые уроки рисования, постижение основ и открытие секретов. Его постепенно формирующаяся привычка наблюдать и подмечать красноречивые детали, ускользающие от нелюбопытного, поспешного взгляда обывателя. Образы, которых нет в реальном мире, но которые рождаются в его сознании. И даже повседневная жизнь художника, его тревоги и заботы, и жизнь других людей его исторического времени – всё это там, в том огромном пространстве, которое отделяет увиденное художником от готовой картины на холсте.

В этом смысле любая картина представляет из себя источник ценнейшей информации о художнике и его времени. Информации, значение которой далеко выходит за рамки чисто искусствоведческих вопросов и споров о стилях, интересных лишь специалистам. Так прошедшие эпохи продолжают жить в художественных произведениях – потому что в этих произведениях запечталено то, чем жили люди, о чём они думали, что считали прекрасным, к чему стремились, чего боялись, или, быть может, о чём хотели предупредить. Каждая картина – это своеобразный психоэмоциональный «слепок сознания» своего создателя, и всей жизни его эпохи.

Здесь уже даже не слишком важно, что именно изображено на той или иной картине. Для передачи информации из прошлого в будущее важно лишь, насколько хорошо этот человек умел рисовать, и в каком состоянии находилось его сознание в тот исторический момент времени, из которого данная информация передаётся нам. Так большой художник становится посланником вечности.

Перемены, происшедшие во всех сферах нашей жизни за исторически рекордные сроки, разительны, и ещё ждут своего осмысления. Талантливый художник, который живёт и творит на подобном историческом изломе, не может не вобрать в себя и не воплотить в своих произведениях смятенную психоэмоциональныую среду своего времени. Это его бремя – вобрать и воплотить. Чем, собственно, и отличается большой талант. Он не просто изображает что-то, увиденное или представленное. Таких много, и они тоже нужны. Их скромный труд обеспечивает преемственность изобразительного искусства в целом, обязательность его присутствия в «культурном ландшафте» – ведь никому из нас не хочется думать, что люди когда-нибуть перестанут рисовать. Но большой талант в изобразительном искусстве решает и другие задачи. Он обеспечивает связь времён, отправляя в будущее психоэмоциональный слепок своего мира и своей эпохи...

Такая миссия может быть далеко не всегда понятна и по достоинству оценена современниками. Быть посланником вечности непросто. Однако время постепенно расставляет всё на свои места. И вдруг, спустя годы или даже века, становится ясно, что творческое наследие данного художника представляет из себя большую ценность. Что из своего исторического времени этот художник посылает нам мощный духовный импульс, и заставляет почувствовать нечто, неподвластное времени. В этом, наверное, и состоит сила искусства – время не имеет над ним власти. Даже наоборот – время часто «работает» на искусство. При этом жизнь данного конкретного художника целиком подчинена времени, задана и – увы – иногда сильно ограничена им.

Иштван Молнар. Наш, закарпатский, венгр. В переводе с венгерского фамилия означает «мельник». Творчество длилось до обидного недолго, и пришлось как раз на рубеж смены эпох: конец восьмидесятых – начало девяностых. Жизнь оборвалась очень рано – Иштван Молнар трагически погиб в 1993 году в возрасте двадцати пяти лет. Но мощный творческий заряд, которым обладал этот человек, и то, что он смог успеть – всё это просто удивительно. Его картины не оставляют равнодушным никого, они заставляют почувствовать и пережить нечто непостижимое. Такое впечатление, что они несут нам что-то вечное из того короткого временного «окна», в котором они были созданы.

Родился 27 января 1968 года в Мукачево. Учился в Ужгородском училище прикладного искусства, в 1989 году поступил во Львовский институт прикладного искусства. Выставлялся с 1986 года. Эти и другие, такие сухие факты биографии расскажут немного, и не дадут понять ничего. Нужно видеть картины. И сразу становится понятно, почему вокруг такого мощного дарования начинают группироваться другие молодые таланты. Так создаётся нашумевшая группа художников со странным названием «Ліве око» – впрочем, эти ребята умели придумывать хорошие назания. Выставки группы имели большой успех в Жешуве, Львове, Берлине, Будапеште, Чикаго... Как всегда бывет в таких случаях, физический уход основателя приводит к распаду группы. Её участники продолжили своё творчество, многие и сегодня активно работают. Но это уже не «Ліве око». Так, наверное, и должно быть.

Жизнь после смерти – роскошь, которую может себе позволить настоящий большой художник. Крупное дарование, которому даже может и не хватить земного времени на то, чтобы раскрыть свой огромный потенциал. Но такой художник – уже как бы вне времени. Время «работает» на него. Вернее, на нас – оно даёт нам шанс постепенно осознать масштабы явления, которое было с нами на этой планете столь небольшое время, и которое и сегодня влияет на нас, говорит с нами – стоит лишь приглядеться к тому, что видят глаза, и прислушаться к тому, что начинает звучать внутри, когда стоишь перед картинами Иштвана Молнара...

Олег Базилевич, ronin.com.ua

Коментувати
Вміст цього поля є приватним і не буде доступний широкому загалу.